Большинство отобранных материалов на русском языке, но не обошлось и без источников на английском. Если у Вас возникают проблемы с чтением на английском, попробуйте воспользоваться сервисом Google Translate. Перейдя на страницу сервиса, поместите в поле текста для перевода ссылку на источник и нажмите кнопку «Перевести».
Тема 1. «Стая птиц» или Коннективистская организация
- Вступление (видео)
- Эксперт: В. Н. Кухаренко (видео)
- Клэй Шёрки об оппозиции институций и сотрудничества (видео с конференции TED, 2005)
- Бугайчук, К.Л. (2013). Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма. Социальный компьютинг, 1(2), 76-82.
- Siemens, G. (2006). Groups vs. Networks (!)
- Нюренберг, В. (2014). (Со)учение в Сети: от автономного учения к учебным сообществам (1). Введение.
- Стивен Даунс о будущем организаций с т. з. коннективизма (видео на английском):часть 1, часть 2.
Вопросы для размышления:
- К какому типу организации, — группа или сеть, — Вы отнесли бы известные Вам профессиональные сообщества?
- Как Вы оцениваете эффективность этих сообществ с точки зрения организации и поддержки дистанционного сотрудничества?
- Как могли бы измениться известные Вам сообщества при переходе от одного типа организации к другому (от групп к сетям, от сетей к группам)?
Тема 2. Персональная/профессиональная сеть
- Вступление (видео)
- Эксперт: К. Л. Бугайчук (видео)
- Тобин, Д. Р. Создай персональную учебную сеть (перевод В. Нюренберга) /оригинал на английском
- Травкин, И. Ю. (2013). Мой алгоритм learning on demand
- Нюренберг, В. (2013). Персональная учебная сеть (презентация)
- Бугайчук, К. Л. (2013). Средства формирования персональной учебной среды и персональной учебной сети (ментальная карта)
- Травкин, И. Ю. (2013). Персональные учебные сети и сообщество как содержание (видео)
- Frey, С. (2012). How to cultivate a personal learning network: Tips from Howard Rheingold
- Digenti, D. (1999). Collaborative Learning: A Core Capability for Organizations in the New Economy. Reflections, 1(2), 45–57.
- Bauer, W. I. (2012). Your Personal Learning Network: Professional Development on Demand
Вопросы для размышления:
- Персональная учебная сеть — просто дополнение к формальной системе повышения квалификации или современная альтернатива?
- Не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня?
Тема 3. Интерактивное портфолио для сотрудничества
- Вступление (видео)
- Эксперт: С. В. Панюкова (видео)
- Панюкова, С. В., Есенина, Н. Е. (2007). Электронный портфолио ученика. Информатика и образование, 2, 85-86.
- Коршунова, В. В. (2014). Электронное портфолио: инструмент для сопровождения образовательных маршрутов и построения карьеры в условиях непрерывного образования
- Белски, С. (2010). Добро пожаловать в Эру Креативной Меритократии (перевод К. Анастасина) / оригинал на английском
- Травкин, И. Ю. (2013). Портфолио профессионального развития
- Reich, M. (2013). Show Your Code: Use Github to Maintain Your Code Portfolio
Вопросы для размышления:
- Профайл в социальной сети как интерактивное портфолио: потенциальные возможности (+ рекомендации?) и очевидные недостатки.
- Как Вы понимаете тезис о том, что интерактивное портфолио — это персональный сетевой проект?
Тема 4. Система ценностей и доверие в сети
Для рефлексии по четвертой теме:
- Введение (видео)
- Эксперт: В. В. Анненков (видео)
- Рэйчел Ботсман: Валютой новой экономики станет доверие (видео с конференции TED, 2012)
- Доверие — одно и важнейших условий для обмена знаниями и сотрудничества в виртуальной среде. Сетевые сообщества лишены четких границ в силу их открытости, в результате чего мы предоставляем результаты своего труда совершенно незнакомым людям. Невозможно запретить заочное использование нашего труда в корыстных целях. Однако мы можем (и, очевидно, должны) ограничить непосредственное сотрудничество с теми, кто не заслуживает нашего доверия. Вопрос в том, как определить, кто заслуживает доверия в виртуальной среде?
- Кто-то в шутку писал на Facebook: «открытые инновации в IT — это когда сотрудничали сто компаний из ста стран, а победила Кремниевая долина». Сетевое сотрудничество, особенно для молодых профессионалов — это очевидная возможность получить опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди. При этом существует риск так и остаться позади — помогая лидерам продвигаться дальше, не иметь возможности самим достичь их уровня. Анализируя личный опыт участия в сетевых сообществах (либо гипотетически), попробуйте предположить, существует ли возможность снизить подобный риск, не отказываясь от сотрудничества?
От автора курса
Комментариев нет:
Отправить комментарий